Спектор Анна Артуровна: «Атлас анатомии человека». Рецензия
09 сентября 2022
Спектор Анна Артуровна: «Атлас анатомии человека». Рецензия
- 103
- 0
- 2
-
Автор
-
Редакторы
«Атлас анатомии человека» — хорошая детская книга по биологии. В ней на углубленном уровне рассказывается физиология и анатомия человека, присутствует много картинок и схем, а также приводятся примеры заболеваний, связанных с патологиями разных систем. Иногда в книге встречаются неоднозначные моменты, а также присутствуют иллюстрации в разных стилях, но сама по себе она хорошо подходит ребенку.
Эта книга — 4D атлас, но само приложение ASTAR 4D очень плохо работает, делая невозможным просмотр объемных картинок из книги. Поэтому оценить данную опцию нам не удалось.
Оценка «Биомолекулы»
Качество и достоверность: 7/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)
Легкость чтения: 8/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)
Оригинальность: 6/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)
Кому подойдет: детям и подросткам (возрастом до 13–14 лет), увлекающимся физиологией и анатомией человека, но прошедшим ее только на базовом уровне или не прошедшим вообще.
Автор книги, Анна, является биологом по образованию. Долгое время она работала в области медицинской генетики. Кроме того, Анна Артуровна Спектор серьезно увлекается философией, она автор ряда работ в этой сфере, участница нескольких международных конференций.
«Атлас анатомии человека» — далеко не первая ее книга. Еще с 2007 года она пишет научно-популярные книги по истории, биологии, физике и химии, а также является автором нескольких школьных энциклопедий.
Атлас поделен на 17 глав. Первые пять рассказывают общие вещи про обмен веществ, базовую цитологию, про полости тела и даже простейшую биохимию с молекулярной биологией. Остальные 12 глав рассказывают каждая про свою систему (нервная, пищеварительная, выделительная и т. д.). Порядок этих глав в целом кажется довольно логичным, но есть и некоторые неинтуитивные вещи. Например, главы про гомеостаз, сердечно-сосудистую систему и лимфатическую систему с иммунитетом идут совсем не подряд. Но все же на последних страницах книги присутствует содержание, благодаря которому легко ориентироваться в этих главах.
Во всех разделах информация дается на сильно углубленном уровне, однако есть и довольно спорные разделы. Например, такая большая тема, как гомеостаз, занимает в книге всего один разворот. Но там же и слова не сказано про поддержание жидкого состояния крови, об этом автор рассказывает только в разделе про сердечно-сосудистую систему.
В других главах тоже иногда встречаются неточности. Сомнения вызывает классификация клеток крови в теме сердечно-сосудистой системы и классификация лимфоцитов в главе про иммунитет.
Эндокринная система описана подробно с точки зрения механизмов. Приведены примеры заболеваний, связанных с гормональными сбоями, и некоторые системы действия гормонов.
Но для целостности в главе не хватает списка всех желез организма. Автор рассказывает только о самых важных, на ее взгляд, железах, даже не говоря о том, что есть и другие. Так, ничего не сказано об эндокринных функциях половых желез, о тимусе и прочих важных железах. О том, что органы и даже ткани могут секретировать гормоны, тоже ни слова, хотя в контексте диабета, о котором рассказывается, это было бы очень кстати.
Кроме перечисленного, в данной главе есть какие-то выборочные акценты с сильным углублением, но некоторых базовых вещей нет вовсе. Это не очень хорошо, учитывая то, что книга рассчитана на детей с «нулевым» знанием анатомии и физиологии человека. На репродуктивную систему тоже выделяется мало страниц, и ничего не написано про гаметогенез.
Зато очень качественными и логичными являются главы про кожу, кости, пищеварительную и выделительную системы. Там хорошие иллюстрации и подробное описание процессов.
В главе про выделительную систему описывается ренин-ангиотензин-альдостероновая система — одна из важнейших систем регуляции почек.
На протяжении всей книги автор приводит много примеров заболеваний или просто проявлений механизма, который описывает. Это здорово, потому что, находя параллели с повседневной жизнью, читатель осознает «реальность» написанного, и книга становится для него интересней.
Обобщая, можно сказать, что информация и логика тем в книге хороши, но автор часто бывает слишком категоричной и выдает некоторые спорные моменты за факты (пример — та же классификация лимфоцитов).
Это 4D атлас, и автором предполагается просмотр отдельных страниц через приложение ASTAR 4D. Проблема в том, что само это приложение работает очень плохо и его практически невозможно загрузить на телефон. Это исключает возможность просмотра атласа в форме 4D, что часто сильно расстраивает детей.
Существует довольно много анатомических книг для детей. Атлас Анны Артуровны Спектор уникален тем, что там не рассказывается история с главными героями (как, например, в книге Кэрола Доннера «Тайны анатомии»), это не упрощенная версия рассказа про анатомию, это именно учебный атлас, цель которого заключается в изучении детьми биологии.
Несмотря на сложность информации, которую автор хочет преподнести детям, читается книга довольно легко. Нет длинных предложений со сложными конструкциями, и сама структура текста хорошо воспринимается.
А вот с иллюстрациями в атласе все довольно неоднозначно. Они яркие и качественные, даже неплохо подходят по цветовой гамме. Схемы и биологические рисунки в книге очень хорошие.
Но проблема в том, что на одном развороте легко могут встречаться фотографии еды, рисунки животных в разных стилях, схемы и несколько вариантов мультяшных людей. Маленькому ребенку это вообще не будет заметно, но взрослому человеку может сильно «резать глаз».
Кроме того, в книге регулярно встречаются структурные модели белков. С одной стороны, это хорошо, потому что дети формируют более приближенное к реальности представление о внешнем виде крупных молекул, но с другой — ребенок, скорее всего, не поймет или не запомнит эту картинку, и такие вставки окажутся бессмысленными.
Эта книга рассчитана на детей, которые проходят биологию «с нуля», поэтому какие-то особенные знания для ее чтения не нужны. Однако, для того, чтобы полностью понять и, тем более, запомнить что-то из представленного, у ребенка должна быть хорошо развита логика и он должен хотеть вникать в каждую страницу. Для понимания она, как и любой атлас, доступна, но только при желании самого читателя. Поэтому лучше всего эту книгу читать в 7–8 классе, когда курс анатомии и физиологии человека не пройден или пройден на базовом уровне.