Олег Ивик: «Мифозои». Рецензия
11 июня 2022
Олег Ивик: «Мифозои». Рецензия
- 228
- 0
- 0
-
Автор
-
Редакторы
Сознание людей во все времена стремилось к объяснению событий, происходящих в мире, окружающем нас. И если сейчас в нашем процессе познания человечество полагается на науку, то на заре человечества разум порождал, порой, весьма причудливые образы для описания природных явлений. Неотъемлемой частью мифологического мировоззрения всех народов мира были фантастические существа, сочетавшие в себе черты людей и животных и наделенных сверхъестественными способностями. Книга Олега Ивика «Мифозои» представляет собой очередную попытку систематизации представлений различных культур о мифических животных, живших во времена, когда в человеческом сознании мир всесильных богов был где-то совсем рядом, где-то за дверью.
Оценка «Биомолекулы»
Качество и достоверность: 9/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)
Легкость чтения: 6/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)
Оригинальность: 5/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)
Кому подойдет: людям, интересующимся мифами народов мира, ценителям фэнтезийной эстетики и любителям средневекового жанра «бестиарий», щедро представленного в компьютерных играх.
Название книги обязано своим появлением трудам эмбриолога О. М. Ивановой-Казас, написавшей на пенсии несколько трудов по анатомии и физиологии животных, никогда не существовавших на Земле и их роли в искусстве. По аналогии с подцарством настоящие многоклеточные (Metazoa), мифические создания удостоились своего таксономического названия — мифозои (Mythozoa).
Mythozoa — обширная группа и по своему рангу может быть приравнена к типу. Так как все известные ее представители содержат части тела позвоночных животных, она близка к типу Chordata. Тип Mythozoa можно разделить на два подтипа: Teratozoa (уродливые представители одного какого-то вида) и Chimaerozoa (химеры) [1]
Мир фантастических тварей поистине необъятен, за несколько тысяч лет своего существования различные культуры породили великое множество всевозможных химер. Собрать и описать их всех представляется поистине необъятной задачей. Авторский тандем, состоящий из литераторов Ольги Колобовой и Валерия Иванова и издающийся под псевдонимом Олег Ивик, проявил волюнтаризм и, по их словам, принял решение ограничиться рамками наиболее знакомых им культурно-исторических контекстов.
«Мифозои» написаны в жанре классического средневекового бестиария — сборника текстов, описывающих мифических животных, когда-то повстречавшихся людям. Эта традиция восходит к трудам Плиния Старшего, посвятившего часть своей «Естественной истории» животным, обитающим где-то за пределами ойкумены. В XV–XVI веках в Европе эта традиция продолжилась, в то время выходило огромное количество подобных изданий. Правительство и церковь были заинтересованы в таких текстах, так как они сопровождались религиозными нравоучениями. Появление монстров виделось людям тех лет божественным наказанием или предзнаменованием грядущих катаклизмов [2].
Бестиарии нередко сопровождались картинами чудовищ для создания большего эффекта убедительности. Здесь стоит отметить, что книга Олега Ивика иллюстраций лишена напрочь, читатель не найдет ни одного рисунка мифических созданий, будораживших создание наших предков. Подобное решение видится странным, ведь изображения всегда были неотъемлемой частью жанра «бестиарий», и редкая современная компьютерная игра в жанре RPG (англ. Role-Playing Game) обходится без сборника информации о монстрах, противостоящих протагонисту. Заинтересованный в наглядности читатель может обратиться к книге средневекового ученого Улиссе Альдрованди «История монстров», онлайн полистать и скачать которую по ссылке может любой желающий. Предпочитающие оффлайн могут посетить Дарвиновский музей в Москве и увидеть в их коллекции оригинал, изданный в 1642 году.
Жанр бестиария был возрожден уже в ХХ веке. В середине двадцатого столетия вышла в свет «Книга вымышленных существ» Х.Л. Борхеса, а 9 лет назад к этой теме обратился уже Т.Х. Уайт. Ольга Колобова и Валерий Иванов предприняли смелую попытку рассказать читателям что-то новое по такому ярко представленному в литературе направлению. Их работа представляет собой историографическое описание трудов авторов прошлого, упоминавших тех или иных мифических существ в древнем Ближнем Востоке, Греции и Риме, Скандинавии, Китае, в славянских и некоторых других регионах. Начав в разделе «От автора» свой рассказ с упоминания систематического положения мифических животных, далее в тексте авторы практически не предпринимают попыток создать таксономическую квазисистему мифозоев, что могло бы стать очень «вкусным» для заинтересованного в биологии читателя литературным лейтмотивом.
Дети Ехидны, как мы уже говорили в предыдущей главе, славились исключительным биологическим разнообразием, которое трудно объяснить с точки зрения современной генетики. При этом некоторые из них сохранили определенное сходство со своими предками в том, что касалось обилия дополнительных голов
Главы книги разделены либо по принципу географического происхождения монстров, либо по их среде обитания. Для неподкованного в сфере мифологии человека чтение «Мифозоев» может вызвать трудности, так как книга изобилует фамилиями историков, названиями их трудов, а также именами чудовищ и героев древнего эпоса, их победивших. Удачной находкой видится анализ изменения представлений людей прошлого о фантастических животных с позиций социокультурных трансформаций общества, здесь авторы проделали действительно серьезную историографическую работу. Ярким примером может выступить анализ изменений представлений о загробной жизни у древних египтян на фоне относительной демократизации общества. Царство мертвых стало доступным не только для фараонов, что заставило простых людей задуматься о том, какие трудности их ждут после смерти.
Позднее, к середине II тысячелетия до н.э., в загробном мире Египта прошли мощные демократические преобразования, в результате которых путь в Дуат стал доступен практически каждому. В самом начале пути покойного поджидал вооруженный ножом страж-крокодил с головой барана, носивший длинное имя Тот, Кто Отражает Оскверненного. Его задачей было не пропустить в сторону Огненного острова тех, чьи прегрешения заведомо не давали им права на суд Осириса
Как и полагается приличному историографическому обзору, «Мифозои» снабжены обширным списком источников литературы и примечаний. Труд Олега Ивика заинтересует прежде всего любителей истории культуры и средневекового жанра «бестиарий», но вряд ли почитателя зоологической науки. Это книга представляется вполне добротным описанием взглядов на устройство мира и животных, населявших его, формировавшихся по мере того, как человечество познавало мир. Неприятный след оставляет лишь отсутствие иллюстраций на фоне яркого словесного описания чудовищ, которое приводит автор.
Литература
- Иванова-Казас О. М. «Мифологическая зоология». СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2004. — 264 с.;
- Beagon M. Roman Nature: The Thought of Pliny the Elder. Oxford: Clarendon Press, 1992. — 22 p..