https://extendedlab.ru/?utm_source=utm_source%3Dbiomolecula.ru&utm_medium=utm_medium%3Dbanner&utm_campaign=utm_campaign%3Dbiomolecula&utm_content=utm_content%3Dperehod_ot_biomolekula&utm_term=utm_term%3Dbiomolecula
Подписаться
Биомолекула

М.В. Рахчеева: «Птицы». Рецензия

М.В. Рахчеева: «Птицы». Рецензия

  • 176
  • 0,1
  • 0
  • 0
Добавить в избранное print
Рецензии

М.В. Рахчеева. «Птицы». М.: «АСТ», 2022. — 91 с.

Отличная книга для начинающих любителей птиц. В ней читатель найдет инструкцию о том, с чего начать наблюдение птиц, как наблюдать, где и чем подкормить, как не навредить. А главное — найдет мотивацию для погружения в удивительный мир пернатых.

Оценка «Биомолекулы»

Качество и достоверность: 8/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)

Легкость чтения: 10/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)

Оригинальность: 8/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)

Кому подойдет: детям от трех лет; родителям рекомендуется читать вместе с детьми, потому что и у них получится открыть что-то новое для себя.

Мария Рахчеева написала уникальную в своем роде книгу-инструкцию для самых маленьких: «кто такие птицы и как за ними наблюдать». Из похожих книг автору рецензии известны только «Птицы в городе» Анны Васильевой, где целевая аудитория — дети постарше.

Книга небольшая, тоненькая, в ней всего 91 страница, но ни одна не потрачена зря: юный читатель найдет в ней красочные и биологически верные иллюстрации, интересные задания, раскраску, занимательные факты о птицах. Также к книге прилагаются совершенно очаровательные наклейки. Их можно клеить в специально отведенные места в книге, либо куда угодно по своему желанию. Кроме того, наведя камеру смартфона на QR-коды, расположенные на обложке и нескольких страницах, вы сможете послушать пение разных видов птиц.

Содержание книги: разбираем по главам

Повествование логически выстроено. Сперва читатель узнает, что нужно для наблюдения за птицами — бинокль, определитель, некоторое терпение. Дальше идет рассказ о том, а кого, собственно, называют птицей; куда отправиться искать пернатых, какие виды можно встретить в городе, какие — на даче или в деревне. Затем следует несколько разделов, в которых можно познакомиться с птицами поближе: узнать, как они устроены, какие есть перья и сколько их (вот вы знали, что у колибри около 1000 перьев?), почему совы бесшумно летают, от чего зависит окраска перьев, какие встречаются цвета, почему возникает металлический блеск. Начинающему наблюдателю за птицами нужно уметь различать не только вид птицы, но и пол, а поэтому в соответствующем разделе сказано про отличие окраски самок и самцов (в книге они названы «мамы и папы»), есть даже интересное задание, где предлагается соотнести самку и самца одного вида.

Какая птица без крыльев? Никакая («Даже у нелетающих киви есть крылья, только они очень маленькие»), поэтому автор расскажет вам про разные формы крыльев, мышцу, приводящую их в движение, про число взмахов крыльями в секунду у колибри и у вороны. А все ли птицы летают? Вот и узнаете из одноименного раздела. Без хвоста птице тоже не обойтись, читатель узнает, для чего же он нужен, а также почему большой яркий хвост павлина — и не хвост вовсе. На клюв тоже обращайте внимание, от его формы зависит то, чем птица питается. Замечательные иллюстрации в книге продемонстрируют вам разницу форм, размеров и цветов клювов разных видов птиц.

Такие разные клювы

Такие разные клювы.

иллюстрация из книги «Птицы»

Такие разные клювы

Такие разные клювы.

иллюстрация из книги «Птицы»

Куда улетают птицы на зиму? В этом разделе представлена карта, которая иллюстрирует, куда какие птицы улетают зимовать, очень удобно иметь такую перед глазами.

Разделы о размножении птиц хочется особенно похвалить. В них есть важная информация, которую и не все взрослые знают. Например, о том, что в гнезде птицы не живут, а только выводят птенцов: «Гнездо — это не дом для птиц, а колыбелька для птенцов». И еще важнее — что слетков (птенцов, уже покинувших гнездо) не стоит трогать и тем более забирать домой. Родители-птицы присматривают за ним. Если люди будут знать об этом с детства, это спасет многих птенцов от гибели каждую весну и лето.

В следующих разделах читатели более подробно познакомятся с птицами, живущими в тех или иных местообитаниях, узнают об уме городских ворон и галок, стайности дроздов-рябинников, о лесных запасах хохлатой синицы и кузнице дятла. Не бойтесь гулять у болот — там живут белые цапли, токует камышевка-барсучок, погоныши выводят своих пушистых черных птенцов. На даче вы сможете встретить не только трясогузку и зеленушку, но и домового сыча, а это «небольшая, довольно крикливая сова. Белые брови придают птице хмурый вид». Отправляясь в горы, не забудьте поискать самую крупную птицу России — черного грифа, а на море вам может повезти увидеть птичий базар, на котором не торгуют, а высиживают яйца и растят птенцов; над лугом высматривайте сокола пустельгу, который в поисках добычи зависает на одном месте. Не забудьте и о совах, среди которых чаще всего можно встретить ушастую сову, а уши у нее — вовсе не уши, а перья (поразите этим фактом своих родителей и друзей).

Никак нельзя обойти вниманием и пользу, которую приносят дикие птицы, поедая опасных и вредных насекомых, а домашние — обеспечивая пищей нас с вами. И вообще, птицы — во всем удивительные существа. Мария Рахчеева рассказывает о самых маленьких птицах России и мира, о мигрантах на самые дальние расстояния, о ярких ногах олуш, химической защите сизоворонки, говорливости попугаев.

Большой процент от общего числа видов птиц составляют певчие птицы. Каждый наверняка обращал внимание весной на многоголосый хор в лесу и парке. Наконец вы узнаете, кто как поет и для чего, Мария вам об этом расскажет: «Зяблик. Песня бодрая, мажорная, с залихватским „росчерком“ в конце». Кстати, птицы не только поют, но и издают позывки; замечательно, что автор не забыла об этом упомянуть. Узнаете вы и о необычных голосах: кошачьем крике иволги, бульканьи козодоя, блеяньи бекаса, сморкании дрофы.

А сколько птицы живут? Кряква, зяблик, зарянка? Не знаете? Загляните в нужный раздел книги! Хотите помочь птицам? Повесьте скворечник или синичник, летом соорудите поилку, а зимой — кормушку, только не забудьте сперва прочесть, как это сделать и чем полезно подкармливать птиц.

Не все птицы дожили до наших дней, им посвящена грустная глава, в которой вы познакомитесь с бескрылой гагаркой, дронтом, странствующим голубем и моа (у которого, кстати, совсем не было крыльев!).

В конце книги есть очень симпатичная раскраска, а также место, где вы можете нарисовать тех птиц, которых видели сами в природе. Там же вы найдете немного информации о числе видов птиц, занесенных в Красную книгу, о том, как определить птицу и на что при этом обращать внимание. «Для того, чтобы помогать птицам, нужно как можно больше знать об их жизни. Может быть, ты станешь тем ученым, который сможет раскрыть все тайны птиц!» — хорошее завершение книги и напутствие для юных натуралистов.

Разбираем недостатки книги

Любая хорошая книга (а «Птицы» — именно такая книга) не лишена недостатков. Возможно, Мария не хотела загружать юных читателей лишними подробностями, а что-то упустила или не заметила. Но все же хочется обозначить некоторые недочеты и недостатки, а также предложить, чем можно было бы дополнить рассказ, не заняв при этом много пространства на страницах книги. Итак:

«Предками птиц ученые считают динозавров, которые жили 150 миллионов лет назад» — здесь я бы добавила «около 150 миллионов», так как датировки постоянно уточняются и включают даты 165–150 миллионов лет назад.

«Птицы хорошо видят и слышат, но плохо чувствуют запахи» — представление о том, что птицы плохо чувствуют запахи, уже устарело. Недавние исследования показали, что птицы пользуются обонянием при навигации, поиске корма (глупыши и буревестники чуют запах пищи на расстоянии до 3 км, а странствующие альбатросы — до 20 км!), при обнаружении хищников, внутривидовой коммуникации (например, пингвины Гумбольдта различают по запаху своих и чужих, находят своего партнера, а большие конюги источают пряный цитрусовый аромат: при контакте партнеры зарываются клювом друг другу в перья между лопаток и нюхают — чем сильнее запах птицы, тем больше внимания она получает от противоположного пола). Значение обоняния увеличивалось в ходе ранней эволюции птиц, а не уменьшалось. Также у птиц активна большая часть генов обонятельных рецепторов, что косвенно свидетельствует о развитом обонянии. Конечно, в такой форме эта информация будет чрезмерна для маленьких читателей, однако все же лучше транслировать им новые, современные знания. То есть написать, что обоняние у них вполне развито, даже у куриц и голубей. И кратко, и научно верно.

«Зачем птице клюв?». Про клюв кряквы можно было бы дописать, что на нем есть пластинки, которые отфильтровывают пищу из воды. «Переваривать ее [пищу] в желудке помогают камешки» — не все птицы заглатывают камешки; можно было бы добавить слово «некоторые» или привести пример. «Огромный клюв нужен тукану для фруктов» — кажется, здесь пропущены какие-то слова, например, «для очищения фруктов». Однако это не кажется главной причиной развития такого клюва, ведь есть немало фруктоядных птиц с менее крупными клювами. Исследования 2009 года показали, что клюв туканов играет большую роль в терморегуляции птицы, он густо пронизан кровеносными сосудами.

«Какого цвета птицы» — можно было бы упомянуть про ультрафиолетовую окраску птиц, так было бы еще интереснее. Например, добавить несколько слов об этом возле великолепного рисунка лазоревки, ведь ее по праву можно было бы назвать «ультрафиолетовкой» — птицы отличают пол друг друга по яркости ультрафиолетовой окраски шапочки, которую мы видим голубой. Но хорошо, что в разделе о попугаях сказано о свечении лба самцов волнистых попугайчиков в ультрафиолете.

Раздел «Найди гнёздо» — единственный, где бросается в глаза опечатка. Но не это главное. Не очень понятно, почему здесь приведен в пример самец шалашника. Он строит шалаш не вместо гнезда, а для того, чтобы привлечь самку. А самка строит гнездо.

В разделе «Городские птицы» сказано, что домовый воробей — очень распространенный вид. Это верно, но хорошо было бы дописать, что в последние десятилетия его численность во многих частях ареала стремительно сокращается, в том числе в нашей стране. Странно, что среди городских птиц упомянута буроголовая гаичка, этот вид предпочитает жить в лесу или глухих городских парках. Увидеть ее не так легко, как скворцов или голубей.

«Если беркуту не везет на охоте, он может прожить без пищи больше месяца!» — звучит неправдоподобно, чтобы хоть какая-то птица могла столь долго обходиться без пищи. Беркут может жить без пищи неделю, и это действительно много, но не месяц. «Филин — самая крупная сова. Единственный пернатый хищник, способный справиться с ежом» — это неверно, другие совы тоже могут охотится на ежей, но филины, в отличие от них, могут делать их предпочтительным видом добычи. А еще на ежей регулярно охотится беркут.

Поедание опасных и вредных насекомых, как сказано в книге, — не единственная польза от птиц; можно было бы добавить, что зерноядные и фруктоядные птицы распространяют семена деревьев (хотя об этом сказано только в конце книги в разделе «От автора»), а падальщики служат санитарами окружающей среды, поедая трупы животных.

«Салаганы и стрижи издают ультразвуки». Во-первых, пропущена буква «н» в слове «саланганы», во-вторых, стрижи, вроде нашего черного стрижа, не издают ультразвуков, в-третьих, саланганы — тоже стрижи в широком смысле (входят в состав семейства стрижиных). Саланганы живут в пещерах, поэтому эхолокация (следовало бы добавить это слово в текст) нужна им для ориентации в пространстве.

«В брачный период у самцов фрегата на горле раздувается огромный красный мешок. Самка выбирает того, у кого самый большой мешок, и трется об него своим светлым мешком» — на самом деле, у самки фрегата нет кожного мешка, у нее просто белое горло, а о мешок самца она трется головой.

Жаль, что в разделе «Такие разные попугаи» не сказано, что это одни из самых умных птиц. Зато сказано про то, что они используют клюв для лазания и могут подражать человеческой речи. И там же пропущена буква «и» в подписи к рисунку — «Какарик».

«Попугаи-родители дают своим птенцам уникальные имена, которые птицы затем используют всю жизнь» — за эту фразу хочется автора хорошенько пожурить. Эта цитата разошлась по многим СМИ, и очень печально, что автор ее скопировал, не разобравшись. Ведь это неверная интерпретация вышедшей в 2011 году статьи об исследовании воробьиных попугайчиков в Венесуэле. Ученые обнаружили, что контактные крики птенцов похожи на таковые крики их опекунов (неважно, были это родители или другие попугаи, в гнезда которых подложили яйца). Каждая особь попугая имеет свой контактный крик, крики самца и самки-партнеров похожи между собой, а крики их птенцов схожи между собой и похожи на крики родителей. То есть никаких имен родители не дают своим птенцам. Птенцы сами подражают звукам родителей. А вырастая, передают их своим птенцам.

Во фразе «Поет у птиц только самец» корректнее было бы сказать так: «поет у многих птиц только самец». Так как в Австралии поют и самки воробьиных птиц, да и среди наших пернатых поют самки зеленушек, снегирей и многих других видов, просто не так часто их можно услышать. «Поют птицы только весной и в начале лета» — в начале осени тоже поют, потому что тогда начинают учиться петь молодые птицы.

В разделе «Зачем птице хвост?» рядом с изображением дятла указано, что он делает до 25 ударов в секунду. Это явно информация для следующего раздела про клюв.

В разделе «Сколько тебе лет, птица?» приведена максимальная продолжительность жизни некоторых видов птиц. Правда, неясно, в природе или в неволе (ощущение, что для разных видов птиц это указывалось хаотично). Желтохохлый какаду — 80 лет. Не очень верится. Если начать проверять в базе данных genomics.senescence.info, то максимальная продолжительность жизни большого желтохохлого какаду — 69 лет в неволе. Как у ворона. А вот большая синица может в неволе дожить и до 15 лет, а скворец и черный дрозд — почти до 22. Кряква может в неволе дожить до 29 лет. Зарянка — до 19 лет, озерная чайка — 32 года.

Еще хочется выразить некоторые замечания по рисункам и подписям к ним. Не очень понятна логика подписей в некоторых местах: так, на пятой странице рисунок цапли подписан как «серая цапля», это название вида, а в подписях к другим рисункам виды не подписаны: например, просто «утки», а не «кряквы». Рисунка крякв при этом три: самец в брачном наряде, самец в зимнем наряде и самка; было бы здорово так и подписать эти рисунки. Можно было бы подписать две морфы серой неясыти, и что вообще это серые неясыти, подписать скворца в брачном и зимнем оперении, иначе читатели могут подумать, что это самец и самка. Королек изображен красноголовый, стоило бы тоже это обозначить, так как он непривычен для жителей нашей страны, где обитает только желтоголовый королек.

На одиннадцатой странице нарисована не неясыть, как указано в подписи, а сипуха — у нее характерный лицевой диск в виде сердечка, песочно-бурая окраска крыльев. В разделе о морских птицах изображена ипатка в зимнем наряде, это следовало бы указать, либо нарисовать в более привычном брачном наряде.

Среди зимующих птиц нарисованы самец и самка желны и снегиря (но они не подписаны), а зеленушка и большой пестрый дятел — только самцы, хотя у них тоже есть половой диморфизм и было бы полезно показать это маленьким читателям. Среди деревенских птиц нарисованы молодой щегол и взрослый, но в подписи это не указано. В начале книги было сказано про отличия в окраске только самцов и самок, про молодых и взрослых не сказано, поэтому, следуя этой логике, читатели могут подумать, что изображенный молодой щегол — самка, так как менее ярко окрашен. Однако у щеглов половой диморфизм слабо выражен, только возрастной. Среди болотных птиц тоже напрашивается подпись самца и самки болотных луней, а среди луговых — морфы канюка, светлую и темную (чтобы, опять же, никто не подумал, что это самец и самка, ведь половой диморфизм окраски у канюков не выражен). Среди ночных хищных птиц можно было бы также подписать рыжую и серую морфы серой неясыти.

Все вышеперечисленные недочеты легко поправить, и книга не увеличится в размере, по крайней мере не больше, чем на пару страниц.

Общий вывод: книга хорошая!

Пожалуй, перечисленные недостатки бросятся в глаза только специалистам, но хотя бы некоторые хотелось бы увидеть исправленными в следующем издании, которое, надеюсь, будет, потому что книга очень полезная. Она воспитывает в детях любовь к пернатым братьям меньшим, делает познавательный процесс увлекательным и интерактивным и наверняка способна побудить детей меньше сидеть дома, а тянуть родителей погулять в парк или в лес. Будьте осторожны! Если ваш ребенок попросит купить бинокль, то вместе с ним покупайте и удобную обувь — теперь вы родитель неутомимого следопыта!

Комментарии