https://extendedlab.ru/?utm_source=utm_source%3Dbiomolecula.ru&utm_medium=utm_medium%3Dbanner&utm_campaign=utm_campaign%3Dbiomolecula&utm_content=utm_content%3Dperehod_ot_biomolekula&utm_term=utm_term%3Dbiomolecula
Подписаться
Биомолекула

Карл Марси: «Перепрошивка. Как защитить свой мозг в цифровую эпоху». Рецензия

Карл Марси: «Перепрошивка. Как защитить свой мозг в цифровую эпоху». Рецензия

  • 351
  • 0,2
  • 0
  • 1
Добавить в избранное print
Рецензии

Карл Марси. «Перепрошивка: Как защитить свой мозг в цифровую эпоху». М.: «Альпина нон-фикшн», 2023. — 398 c.

Всевозможные гаджеты глубоко проникли в жизнь современного человека, и человечество приобрело новую болезнь — зависимость от смартфона, социальных сетей и безграничного доступа к информации через интернет.

Эта книга — о том, как смартфон в нашей руке повлиял на уровень интеллектуального развития, снизил качество и эффективность работы. Многозадачность, которой сейчас гордятся многие, на самом деле не благо, а недостаток современного общества. И даже обучающие телепрограммы для малышей не доказали свою эффективность, если с детьми не занимается взрослый.

Оценка «Биомолекулы»

Качество и достоверность: 10/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)

Легкость чтения: 10/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)

Оригинальность: 8/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)

Кому подойдет: родителям, детским психологам, педагогам. Книга будет полезна и интересна людям, которые страдают от необходимости постоянно переключать свое внимание.

Перевод книги выполнен на высоком уровне, в ней есть сноски, поясняющие названия организаций или событий, происходящих в Америке. Однако иногда встречаются редакционные ошибки — например, предложения с пропущенным словом, что немного сбивает во время чтения. Иллюстрации и таблицы отсутствуют, из-за чего описанные в тексте сравнения немного сложно воспринимать.

Книга состоит из трех крупных частей: «Часть I. Прошитый. Мозг, настроенный на социальную связь», «Часть II. Перепрошитый. Мозг под натиском новой медиасреды» и «Часть III. Что дальше. Расширение возможностей мозга».

Часть I посвящена истории развития гаджетов и их внедрения в жизнь человека. Много внимания уделено как положительным, так и отрицательным сторонам влияния смартфонов, соцсетей и повсеместного распространения интернет-услуг в развитых и развивающихся странах. Марси особо акцентирует внимание на том, как поменялось социальная взаимосвязь между людьми — современному человеку проще переписываться и вести несколько бесед одновременно на разных платформах, чем поддерживать один «живой» диалог. Много внимания акцентировано на потреблении бесконечного видеоконтента в лентах Youtube и рекомендаций в социальных сетях. Марси отмечает, что пандемия короновируса привела к значительному увеличению нахождения времени человека в медиапространстве — около 20 часов в день. Такое большое количество времени достигается за счет многозадачности.

В Части II Марси рассуждает о негативных последствиях многозадачности. В книге приведены результаты социальных экспериментов по многозадачности. Например, сравнивалась эффективность решения задач при прослушивании музыки. Также много внимания уделяется социальному взаимодействию между людьми. Так, нахождение смартфона в руках собеседника или просто присутствие смартфона (не обязательно принадлежащему кому-то из участников эксперимента) существенно снижает эффективность общения.

С другой стороны, согласно результатам социальных и психологических опросов, за последние 30-40 у жителей США возрос уровень тревожности, стресса, депрессии и панических атак. Максимальный рост указанных состояний совпадает с временем создания соцсетей, Youtube, выхода iPhone на широкий рынок (как первого мобильного устройства с сенсорным экраном). Самое трагическое социальное явление, связанное с расширением медиаконтента, представляется следующим: людям гораздо важнее число лайков под их фотографиями и количество просмотров записей в соцсетях, чем реальные успехи в жизни.

Приблизительно половина главы отведена проблемам воспитания детей до 3–5 лет в условиях повсеместного распространения смартфонов. Исследования показали, что у детей до пяти лет не сформирована часть мозга (полосатое тело), отвечающая за возможность обучения по видеопрограммам. Поэтому обучение должно происходить либо «классически» — через общение родителя с ребенком, либо «комбинированно» — через просмотр образовательного контента с комментариями родителя.

В последней части автор дает советы, как избежать зависимости от смартфонов и как снизить ее пагубное воздействие:

1. Откажитесь от многозадачности.
2. Не бойтесь пропустить что-то, а радуйтесь возможности не обращать внимания.
3. Будьте осторожны с социальной идентичностью.
4. Хорошенько подумайте, прежде чем размещать что-то в сети.
5. Отдавайте приоритет сильным социальным связям.
6. Не клюйте на циклы принуждения и ссылки-приманки.
7. Отдавайте предпочтение бумаге, а не пикселям.
8. Не приносите технологию в постель.
9. Уберите подальше телефон, когда вы за рулем.
10. Сделайте реальную передышку

Каждый совет сопровождается рассказом-предысторией, в котором автор выделяет отрицательные стороны и подробно описывает советы по борьбе с ними. Например, в пункте 9 «Уберите подальше телефон, когда вы за рулем» приведена статистика смертей и автомобильных аварий, совершенных во время использования смартфона. Согласно исследованиям, даже использование аудиосистемы для приема звонков или голосовое управление способнs увеличить риск возникновения аварии. А специальное приложение на телефон зарегистрировало, что каждый водитель хотя бы дважды пользовался телефоном, пока находился на дороге.

Книга рекомендована для широкого круга читателей и обязательна к прочтению для молодых родителей. Книга поможет понять вред и пользу от использования гаджетов детьми и подскажет, как можно не идти на поводу у гаджетов и «вылезти из телефона». Текст почти полностью посвящен анализу влияния увеличения количества времени, уделяемого смартфонам, на социальное и психологическое поведение человека. Небольшой биологический аспект наблюдаемого явления дается в части II, где Марси объясняет изменения человеческого поведения изменением активности полосатого тела.

Комментарии