https://extendedlab.ru/?utm_source=utm_source%3Dbiomolecula.ru&utm_medium=utm_medium%3Dbanner&utm_campaign=utm_campaign%3Dbiomolecula&utm_content=utm_content%3Dperehod_ot_biomolekula&utm_term=utm_term%3Dbiomolecula
Подписаться
Биомолекула

Педагогические размышления: как увлекательно рассказывать о проекте «Геном человека»

Педагогические размышления: как увлекательно рассказывать о проекте «Геном человека»

  • 511
  • 0,2
  • 0
  • 2
Добавить в избранное print
Обзор

Логотип Проекта «Геном человека».

О достижениях современной науки важно рассказывать не только методами популяризации, в некоторой степени уповая на человеческую любознательность и стремление к самообучению, но и говорить о них в учебных заведениях, начиная со школы. Здесь важно соблюсти баланс — информация должна быть адаптированной для понимания аудиторией, интересно поданной и, одновременно с этим, не вырванной из контекста с упрощением «Вот открытие, вот что оно дало, на этом всё». Именно проблема баланса, с предложенным собственным решением — планом внеурочного занятия «Проект „Геном человека“» — и обсуждается в данной статье.

Среди всех, кто интересуется положением дел в естественно-научных дисциплинах, сложно найти человека, который бы не знал про проект «Геном человека». Хотя бы в общих чертах известно — был такой проект, в работе над проектом удалось узнать последовательность ядерного генома человека (и некоторых других видов), и было это пару десятков лет назад.

И всё же часто за таким глобальным упрощением забывается важная деталь — проект был важен для человечества и ускорил развитие биологии, медицины, методов секвенирования, различных биотехнологических методов, например, генной модификации организмов, и многих-многих других областей знания. Глобально обобщая, но не упрощая, — проект дал возможность (и мотивацию, куда без нее) человечеству развиваться в целом спектре новых интересных направлений. А это ли не восхитительно?

И, на мой взгляд, роль этого проекта в жизни современного человека настолько важна, что о нем нужно рассказывать, и делать это не вскользь, не в стиле «цели, методы, результаты», приводя сухие факты. А рассказ нужно начинать с того, что было известно про геном человека до начала проекта. Ведь проект зачем-то был нужен! Не просто так решили столько денег (а это около трех миллиардов долларов!) потратить на прочтение генома. Значит, были в этом нужды. Но какие? Без причины сложно понять смысл всей деятельности. А как проходил проект, какие были нюансы и почему за почти 10 лет работы над проектом менялись цели? Как теперь полученные данные используются, что с ними происходит? Влияют ли результаты проекта на нашу жизнь, или нет? А что, если добавить человеческий фактор — какие велись дискуссии в научных журналах в 1980-х годах о том, начинать проект или нет, какие известные личности были задействованы в работе над проектом, какие хитрые игры велись, чтобы обогатиться на последовательности генома человека? Вот это всё сделает историю захватывающей, интересной и, конечно, живой. А значит — близкой слушателю. Возникнет внутренняя связь между ним и проектом. И слушатель с бóльшей вероятностью запомнит хотя бы часть рассказанного, вспомнит, когда встретится с понятием «геном» или «ДНК» или чем-то еще, что отзовется с этой темой в его или ее памяти. А это и есть цель обучения, верно?

Разумеется, к каждому занятию так не подготовиться — давайте будем реалистами, это затратно и по времени подготовки, и по тому, сколько времени отводится на уроке на разные темы. Поэтому я предлагаю решение касательно именно этого проекта — готовый план внеурочного занятия «Проект „Геном человека“», опубликованный в январском выпуске журнала «Биология в школе». Это сценарий, в котором указано, что говорит учитель, какие вопросы предлагает для обсуждения с учащимися, что может быть показано на слайдах. А еще в этом плане я рассказала о своем опыте проведения лекций о проекте «Геном человека» для студентов МГУ на межфакультетском курсе «Биоинформатика» ФББ МГУ на протяжении уже пяти лет. Правда, для студентов лекция содержит больше деталей, для школьников я немного упростила. Кроме того, о проекте «Геном человека» я рассказывала и на Зимней Пущинской школе в 2019 году. За всё это время накопилось достаточно опыта, которым хотелось поделиться. Так и возник план внеурочного занятия.

Конечно, его можно проводить и в качестве урока, и модифицировать на свое усмотрение, или проводить не со школьниками, а со студентами, или вообще использовать как план для занятия в биологическом кружке — на что хватит возможностей и фантазии. Главное — есть план урока, есть, от чего отталкиваться.

Мы кратко можем обсудить, как разворачивается сюжет в плане внеурочного занятия; полностью можете ознакомиться уже в самой статье в «Биологии в школе».

  • Сначала рассказываем о состоянии геномной науки на начало и середину 20 века, почему проект начали, какой от него ожидался толк и какие были разногласия по поводу «начинать или нет».
  • Рассказываем о том, какие цели ставил перед собой проект, как он проходил, какие события и люди ускорили его завершение. Здесь же обсуждаются детали, такие как: чей геном прочитан (термин «отсеквенирован» я в статье заведомо опускаю, чтобы было проще ориентироваться в сути и меньше думать о терминах), какими методами, какие именно цели были поставлены перед проектом.
  • И, наконец, подходим к рассказу о результатах — что получилось и что не получилось, оправдали ли результаты ожидания, или нет, какова польза от того, что мы знаем последовательность генома человека, и что в наше время происходит в этой области.

Вот так, хронологически выстроенно, с добавлением небольших увлекательных историй (про Крейга Вентера, конечно, нельзя не сказать) и задействованием аудитории в обсуждении, получается воссоздать картину происходившего. В такой последовательной логике рассказа хорошо виден ход научной мысли, то, как одни знания добавлялись к другим, как происходила эволюция научного знания. Поэтому для слушателей становится понятно, почему ученым всегда мало, почему они хотят всё больше и больше узнавать, зачем они вообще что-то изучают.

Для меня интересно искать новые варианты рассказа о разных научных темах, показывать связь между научными дисциплинами, искать подход к аудитории, делать свой рассказ увлекательным. А еще, я думаю, для многих было бы интересно делиться своими педагогическими наработками с коллегами. Если бы вы хотели поделиться подобными историями из своего педагогического опыта, то присылайте их в редакцию «Биомолекулы»: editorial@biomolecula.ru.

Литература

  1. Геном человека: как это было и как это будет;
  2. Геном человека: полезная книга, или глянцевый журнал?;
  3. Перевалило за тысячу: третья фаза геномики человека;
  4. Геномика этики и эстетики.

Комментарии