https://extendedlab.ru/?utm_source=utm_source%3Dbiomolecula.ru&utm_medium=utm_medium%3Dbanner&utm_campaign=utm_campaign%3Dbiomolecula&utm_content=utm_content%3Dperehod_ot_biomolekula&utm_term=utm_term%3Dbiomolecula
Подписаться
Биомолекула

Эдвард Слингерленд: «Навеселе. Как люди хотели устроить пьянку, а построили цивилизацию». Рецензия

Эдвард Слингерленд: «Навеселе. Как люди хотели устроить пьянку, а построили цивилизацию». Рецензия

  • 365
  • 0,2
  • 0
  • 1
Добавить в избранное print
Рецензии

Эдвард Слингерленд. «Навеселе. Как люди хотели устроить пьянку, а построили цивилизацию». М.: «Альпина нон-фикшн», 2023. — 470 c.

На протяжении всей истории, что человечество создавало культуру, люди весьма бескультурно напивались и искали другие способы отключить префронтальную кору ради получения удовольствия и социализации. Эта книга — о тесной связи алкоголя с бытом и культурой человека.

Оценка «Биомолекулы»

Качество и достоверность: 10/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)

Легкость чтения: 10/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)

Оригинальность: 8/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)

Кому подойдет: всем желающим выяснить, почему алкоголь тесно связан с жизнью человека и какие альтернативы алкоголю нашли люди на настоящее время.

Эта книга в твердом переплете больше похожа на художественную, чем на научно-популярную. Сразу предупредим: страницы — из серой бумаги, из-за чего книгу неудобно читать, особенно в отсутствие хорошего освещения.

В книге вы не встретите описаний производства алкогольных напитков, истории их создания и происхождения. Единственное объяснение того, как началось производство алкоголя — что это «случайный побочный продукт сельского хозяйства». Но уже в следующей главе эта мысль переворачивается по смыслу: «из-за необходимости делать алкоголь зародилось сельское хозяйство».

Еще в книге нет описаний метаболических путей расщепления алкоголя в организме. Автор часто упоминает «азиатский румянец», но никак не объясняет его происхождение и биохимические процессы его протекания. Суть этого синдрома — в том, что у коренного населения Северо-Восточой Азии приблизительно 40 000 лет назад произошла мутация, из-за которой вырабатываемый в печени ацетальдегид не расщепляется; это вызывает покраснение лица и снижение переносимости алкоголя. Вместо этого объяснения в книге приводится много стихотворений об алкоголе, сочиненных древнекитайскими философами.

Иллюстраций немного — в основном они представлены в виде графиков, которые характеризуют изменения активности областей мозга при употреблении алкоголя. Еще на страницах книги встречается единственная таблица, где приводятся данные о смертности и заболеваниях, связанных с употреблением алкоголя в разных странах.

Целых 30 страниц книги занимают сноски, которые поясняют содержание текста, а еще 30 страниц отведено библиографическим ссылкам.

Перевод выполнен качественно, но иногда встречаются опечатки в личных именах (например, «Энкиду» — эпос о Гильгамеше — назван Энкду). Также в некоторых местах книги можно запутаться в значении слова «пить»: порой оно встречается несколько раз подряд. Вот пример: «Чтобы человеку хотелось меньше пить, достаточно пить безалкогольные напитки в обстановке баров» — многовато «питья» для одного предложения.

Пройдемся по главам книги, чтобы погрузиться в ее содержание.

  • В главе 1, «Почему мы напиваемся?», вы встретите небольшую историческую сводку о том, как могло развиваться производство алкоголя. Это повествование сосредоточено на необходимости «лысых обезьян» (так в книге именуют человека) раскрепоститься и начать взаимодействовать между собой. Также автор описывает альтернативы алкоголю, которые используют некоторые африканские, южноамериканские и новозеландские племена — в их числе напитки из каннабиса, чича (напиток из кукурузы) и другие наркотические вещества.
  • В главе 2, «Как впустить в свою жизнь Диониса», Эдвард Слингерленд сравнивает два возможных пути развития человека — путь Диониса (быть пьяным) и путь Аполлона (быть трезвым). Эти две стратегии ведут постоянную борьбу друг с другом на протяжении всего существования цивилизации. Однако в этой главе ничего нет о том, как правильно напиваться или как построить «здоровые» отношения с алкоголем. Вместо этого глава сконцентрирована на том, что пьяный человек (с содержанием алкоголя в крови 0,7–1,0 промилле) больше похож на трехлетнего ребенка в неординарности мышления, но при этом обладает интеллектом. Также автор зачем-то подробно описывает сцены того, как трехлетка не способен завязать шнурки, зато может бегать с палкой, воображая, что палка — это конь (как подтверждение детской гениальности, которой лишаются люди с возрастом). В конце главы представлено несколько графиков об изменении плотности серого вещества и активности префронтальной коры с возрастом в зависимости от пола или от степени опьянения.
    Помимо этого, во второй главе упоминается следующий факт: представители ИТ-индустрии проявляют всплеск продуктивности при опьянении. Однако непонятно, что помогает им решать рабочие задачи — степень увеличения неординарного мышления либо попросту «разговоры по душам» с коллегами и работа в команде.
  • В главе 3, «Опьянение, экстаз и истоки цивилизации», рассказывается о том, что алкоголь стал причиной перехода к земледелию. А земледелие стало причиной создания алкоголя. Что появилось первым — решать читателю.
    Также в этой главе приводится много историй о том, как обнаруживали захоронения алкоголя, утварь для пития вина и пива, а также о культурах, построенных вокруг алкоголя (викинги, китайцы, римляне).

    В пути послы встретили группу викингов, поразивших ибн Фадлана ростом и физическими данными, но и ужаснувших отвратительными привычками, оргиастическими погребальными церемониями и пьянством без меры. „Они напиваются медовухой до бесчувствия днем и ночью, — пишет он. — Часто случается, что кто-то из них так и умирает с чашей в руках“. Для викингов алкоголь был весьма важен. Имя их верховного бога — Один — означает „находящийся в экстазе“ или „упившийся“, и о нем говорилось, что он питается исключительно вином.
    Марк Форсайт отмечает это обстоятельство особым образом. У многих культур имелось божество, связанное со спиртным или опьянением. Это позволяло отвести алкоголю определенную роль в обществе. Но у викингов верховный бог и бог алкоголя совпадали. „Дело в том, что спиртному и опьянению не нужно было искать себе место внутри общества викингов, они и составляли само общество викингов. Алкоголь был властью, алкоголь был семьей, алкоголь был мудростью, алкоголь был поэзией, алкоголь был военной службой и алкоголь был судьбой.“

    Автор описывает ритуалы, связанные с вином и пивом — например, принятие нового участника в клан, заключение мирных и торговых договоров. Однако все подобные ритуалы сводятся к распитию алкоголя до потери сознания. Далее идет описание ритуалов у племен, где вместо алкоголя используют каннабис, каву и другие психотропные вещества, суть которых сводится к тому же — если ты употребляешь вещество, значит, ты член общества, а если нет — вызываешь подозрение, и в худшем случае будешь из него изгнан.

  • В главе 4, «Опьянение в современном мире», описана роль алкоголя в обществе. Благодаря алкогольным напиткам вы можете завести новые связи, раскрепоститься — и даже увеличить рабочую эффективность. Именно с культурой употребления алкоголя на кооперативах Эдвард Слингерленд связывает успешность многих американских компаний.
    Здесь же автор описывает южную и северную культуры пития. Для северной культуры характерно предпочтение крепким алкогольным напиткам, их почти неограниченное употребление (преимущественно в одиночку), а также лимиты употребления, которые обычно не соблюдаются. К первому типу автор относит Россию, Норвегию и Германию. Наоборот, для южной культуры характерно тесное взаимодействие всех участников и, как правило, предпочтение слабоалкогольным напиткам вроде 1,5–3% вина. Именно поэтому «южане» начинают употреблять алкоголь с раннего возраста, вырабатывают к нему устойчивость и не испытывают сильного алкогольного опьянения.
  • В главе 5, «Темная сторона Диониса», повторяется описание негативных последствий «сухого закона». Автор приводит статистику смертности от употребления алкоголя и описывает альтернативы снижения активности префронтальной области мозга, а также причины, по которым они не используются. Например, надо очень долго танцевать или несколько часов впадать в транс — чтобы достигнуть расслабляющего эффекта, придется потратить гораздо больше времени и энергии, чем от аналогичного результата после выпивки. Также для достижения состояния, похожего на алкогольное, можно использовать специальные техники дыхания, которые увеличивают долю углекислого газа в крови человека — это вызовет помутнение сознания.

Книга подойдет людям, которые хотят понять, как развивалась культура употребления алкоголя на протяжении истории человека и почему его употребление прочно укоренилось в культуре человечества. NB: книга рекомендована для читателей, достигших 18 лет.

Комментарии