Джина Риппон: «Гендерный мозг: современная нейробиология развенчивает миф о женском мозге». Рецензия
18 января 2020
Джина Риппон: «Гендерный мозг: современная нейробиология развенчивает миф о женском мозге». Рецензия
- 1431
- 5
- 4
-
Автор
-
Редакторы
Темы
Дебаты о том, насколько отличается женский и мужской мозг биологически, не остывают, и у каждой стороны находятся «научно подкрепленные» аргументы. В своей книге Джина Риппон обозревает множество работ, посвященных различиям в гормонах, поведении и способностях полов, и детально объясняет, почему многие из них нельзя трактовать однозначно. Она также приводит исследования, подчеркивающие отсутствие различий мужского и женского мозга, и рассуждает о влиянии социума на формирование гендера. Книгу будет полезно и интересно почитать всем, кто хочет подкрепить свои аргументы в спорах о фундаментальных различиях мужского и женского мозга научными исследованиями и мнением нейроисследователя.
Оценка «Биомолекулы»
Качество и достоверность: 6/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)
Лёгкость чтения: 4/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)
Оригинальность: 7/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)
Кому подойдет: книгу будет полезно и интересно прочитать всем, кто хочет подкрепить свои аргументы в спорах о фундаментальных различиях мужского и женского мозга научными работами и мнением нейроисследователя
В издательстве Эксмо на русском языке вышла книга Джины Риппон «Гендерный мозг: современная нейробиология развенчивает миф о женском мозге», которая стала бестселлером в Великобритании. Ее автор — Джина Риппон — профессор когнитивной нейробиологии в Астонском Университете Бирмингема. В фокусе исследований Риппон — изучение расстройств аутистического спектра и дислексии при помощи неинвазивных методов нейровизуализации, таких как электроэнцефалография (ЭЭГ) и магнитоэнцефалография (МЭГ).
Книга рассказывает об исследованиях, развенчивающих миф о наличии фундаментальных, врожденных отличий между мозгом, поведением и способностями мужчин и женщин. Риппон подробно описывает работы, выявившие эти отличия, и детально разбирает их научную неоднозначность и несостоятельность из-за предрассудков или ошибок в дизайне эксперимента и статистике.
Убеждение о фундаментальных различиях мозга мужчины и женщины уходят корнями в исследования 18 века, когда ученые делали шаткие научные выводы, измеряя череп представителей обоих полов обычной линейкой. Несмотря на то, что современные методы исследования, такие как функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ), показывают, насколько мозги мужчины и женщины удивительно похожи, миф о «гендерном мозге» упрямо продолжает существовать.
B конце XX века заявления о низшей природе женщин уступили место «комплементарным» объяснениям — женщины функционально иные и не сравнимые с мужчинами.
Джина Риппон не отрицает, что в обществе с нынешними традициями воспитания действительно существуют отличия в поведении мужчин и женщин, но фундаментальные обоснования этих отличий при помощи наук о мозге называет «нейромусором» и «нейросексизмом». Ее основной тезис заключается в том, что воспитание ребенка в ранние годы накладывает огромный отпечаток на его мозг, и именно раннее воспитание, уже пронизанное гендерными стереотипами, делает мозг «мужским» или «женским», а не фундаментальные биологические отличия в гормонах или во время внутриутробного развития.
Риппон детально разбирает исследования, связанные с различиями в гормональном фоне мужчин и женщин, а также с влиянием этих гормонов на ранее развитие ребенка, и приходит к выводу, что нельзя однозначно говорить об их влиянии на формирование гендерных особенностей. А значит, заключения о «мужском» или «женском» мозге как минимум поспешны. Роль пластичности мозга невероятно велика и в раннем возрасте, и на протяжении всей жизни, и различия в мужском и женском поведении куда легче объясняются социальными факторами.
Ресурсы мозга не фиксированы: они увеличиваются или уменьшаются в зависимости от приобретения, использования или утраты навыков.
Так, например, исследования показывают, что дети обоих полов одинаково воспринимают и усваивают физику окружающего мира, и врожденные преимущества у мальчиков отсутствуют. То же самое касается и математики — девочки хуже справляются с аналогичными тестами, если им заранее сказать, что «в целом девочки хуже решают задачки в этом тесте» — а значит, последующие различия в успеваемости по математике формируются социумом с его предубеждениями, а не из-за врожденных преимуществ одного пола.
Кажется, что дети выбирают определенные игрушки не из-за врожденных гендерных различий, а потому что их им дают родители.
Джина Риппон призывает воспитывать детей обоих полов, не накладывая на них гендерных ограничений, традиционно распространенных в обществе — ведь они негативно сказываются не только на девочках, но и на мальчиках, хотя на самом деле являются по большей части «нейромусором» и не выдерживают научной критики. Различия между мужским и женским мозгом действительно можно найти, но они формируются и меняют мозг в результате давления общества, а не предопределены биологически.
Шаблоны поведения помогают экономить энергию мозга, но часто из-за них мы слишком быстро принимаем решения — и ошибаемся.