https://extendedlab.ru/?utm_source=utm_source%3Dbiomolecula.ru&utm_medium=utm_medium%3Dbanner&utm_campaign=utm_campaign%3Dbiomolecula&utm_content=utm_content%3Dperehod_ot_biomolekula&utm_term=utm_term%3Dbiomolecula
Подписаться
Биомолекула

Джим Аль-Халили: «Радость науки. Важнейшие основы рационального мышления». Рецензия

Джим Аль-Халили: «Радость науки. Важнейшие основы рационального мышления». Рецензия

  • 260
  • 0,1
  • 0
  • 0
Добавить в избранное print
Рецензии

Аль-Халили Джим. « Радость науки. Важнейшие основы рационального мышления». М.: «АСТ», 2023. — 208 c.

Джим Аль-Халили, как сам признается, создал краткое руководство по применению научного метода в повседневной жизни. Но эта виртуозно написанная книга — больше, чем инструкция. Это одновременно и размышления о сущности науки, ее роли в современном мире и том месте, какое ей следует занимать в жизни каждого человека.

Оценка «Биомолекулы»

Качество и достоверность: 10/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)

Легкость чтения: 10/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)

Оригинальность: 9/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)

Кому подойдет: книга адресована широкому кругу читателей, но и профессиональный исследователь найдет в ней пищу для размышлений.

Джим Аль-Халили следует тропами, проторенными Карлом Саганом и Ричардом Докинзом , что, однако, нисколько не уменьшает значения его книги. Да, про важность науки написано немало. Здесь потрудились не только упомянутые титаны популяризации, но и многие, многие другие авторы. Однако надо понимать, что человеческое общество не стоит на месте, и дух времени уже не тот, что в девяностые и даже нулевые годы. Аль-Халили создал книгу для эпохи «...коварного и тревожно распространенного феномена „постправды“». Как он пишет: «Даже в нынешнем постмодернистском мире культурного релятивизма интернет и, в частности, социальные сети ведут общество ко все большей поляризации мнений по всевозможным культурным и политическим вопросам...», что сопровождается демагогией и засильем теорий заговора. «К сожалению, этот иррациональный образ мышления заразил взгляды многих людей в целом, включая их отношение к науке, и мы часто видим заявления в соцсетях о том, что мнения значимее доказательств», — подводит неутешительный итог автор. Аль-Халили испытывает справедливый скепсис в отношении прогнозов о появлении технологий «фильтрации» ложной информации в сети и считает самым надежным средством развитие навыков критического мышления.

Приводя свой пример с радугой. он прямо отсылает нас к Докинзу и его книге «Расплетая радугу». Этот пример, кстати, проиллюстрирован хорошей схемой, которую неплохо бы приводить в школьных учебниках физики. Жаль, но в книге это единственная иллюстрация.

Симптомы интеллектуальной эрозии, поразившей человечество, действительно тревожны. В немалой степени проблема состоит в том, что со школьной скамьи нам предлагают знакомство с наукой как совокупностью фактов. Никто не объясняет, что наука — это прежде всего набор интеллектуальных инструментов для познания мира. Поэтому в первую очередь Аль-Халили знакомит читателя с научным методом. Надо отдать автору должное: он, стремясь выделить лучшее в науке, не скатывается в распевание ей одних дифирамбов (чем нередко грешат произведения иных авторов), и признает существующие ограничения и несвободу науки от оценочных суждений и однообразия (полового, этнического, социального, культурного).

Большая часть книги посвящена тому, как и где мы можем применять инструментарий научного метода в нашей жизни. К счастью, Аль-Халили — это талантливый писатель-популяризатор , поэтому он избавляет читателя от занудных клишированных инструкций. Он выделяет узловые моменты, на которые стоит опираться в первую очередь. Например, важным является понятие «истины» в науке. Этой проблеме посвящена отдельная глава. Несмотря на то, что некоторые факты трудно подвергать сомнению , с подачи современных философов само понятие «истины» выставляется эдаким социальным конструктом. А раз так, то на одной чаше весов можно разместить факты, а на другой — домыслы и всякий вздор, и убедить себя, что они уравновешены. Аль-Халили, как и любой вменяемый ученый, с этим категорически не согласен, поэтому убеждает читателя не вестись на такие уловки: «Несмотря на ошибки и слабости человечества, предубеждения и путаницу, в мире все же существуют факты — объективные истины, существующие независимо от того, верит в них кто-то или нет. Не позволяйте никому разубедить вас в этом».

И надо отдать должное переводу его книги, в полной мере соответствующему таланту самого Аль-Халили. Текст изящен, наделен поэтикой (как он, видимо, и задумывался в англоязычном оригинале), позволяет лучше «достучаться» до читателя.

Скажем, в справедливости ньютоновой гравитации легко убедиться, забравшись повыше и спрыгнув вниз.

Другой важной проблемой, по мнению Аль-Халили, является поиск простых решений там, где этого лучше избегать. Ведь бездумно размахивая «бритвой Оккама», можно натворить дел. Как правило, это и происходит при формировании теорий заговора, когда сложная совокупность фактов и связей просто заменяется мнимыми происками какого-то внешнего актора. «То, что мы хотим иметь простые решения проблем, еще не значит, что они являются лучшими или даже что они существуют, а простые аргументы не всегда помогают понять сложные проблемы» — пишет Аль-Халили. Такой подход может помочь не только усвоить сложные концепции из мира науки, но и создаст своеобразный иммунитет от опасных заблуждений.

Важно быть не только пассивным наблюдателем, нужно стремиться понять этот мир. При этом не стоит бояться, что мы можем чего-то не понять. «Все мы способны воспринимать более сложные идеи, чем можем себе представить поначалу» — пишет Аль-Халили, перед этим элегантно объяснив на паре страниц принцип специальной теории относительности Эйнштейна. В лучшем случае в качестве награды у нас будет радость нового открытия, в худшем — стимул разобраться в проблеме получше.

Еще один непростой, но действенный рецепт улучшения повседневной жизни, который предлагает читателю Аль-Халили — это применение принципа «самокоррекции», являющегося неотъемлемым свойством научного метода. Ведь если мы учимся полагаться не на мнение, а на факт, подвергаем свои убеждения критическому анализу и осознаём свою необъективность, то мы можем легче признать неправоту и изменить точку зрения. А ведь признание собственной неправоты — это больное место многих людей и вечный источник разнообразных бед. Нужно не бояться сомнений как таковых. Аль-Халили пишет: «Важная роль сомнений и неуверенности в науке означает открытость для новых идей и готовность изменить свое мнение, когда достигается более глубокое понимание или когда появляются более качественные данные или новые доказательства. Такой подход позволяет избежать или, по крайней мере, уменьшить проблему когнитивного диссонанса».

Как отмечалось в начале книги, ученые — такие же люди и не лишены многих человеческих слабостей. Нередко ученые, покидая лабораторию, образно говоря, «вешают» научный метод на крючок вместе с лабораторным халатом. Мы (а я могу писать от их лица, так как сама являюсь исследователем), будучи погружены в рутину, забываем, что «наука» — это не только род деятельности, это нечто намного большее, нечто, что помогает принимать рациональные решения и заботиться о тех, кто нам дорог, и попросту делает нас духовно богаче. Несомненно, книга Аль-Халили — это умное, яркое и очень своевременное напоминание для всех думающих людей о важности и красоте науки.

Комментарии