https://extendedlab.ru/?utm_source=utm_source%3Dbiomolecula.ru&utm_medium=utm_medium%3Dbanner&utm_campaign=utm_campaign%3Dbiomolecula&utm_content=utm_content%3Dperehod_ot_biomolekula&utm_term=utm_term%3Dbiomolecula
Подписаться
Биомолекула

Ана Пейше Мария Диаш, Инеш Тейшейра ду Розариу: «Шагни за порог. Путеводитель по природе». Рецензия

Ана Пейше Мария Диаш, Инеш Тейшейра ду Розариу: «Шагни за порог. Путеводитель по природе». Рецензия

  • 330
  • 0,2
  • 0
  • 1
Добавить в избранное print
Рецензии

Диаш, Мария Ана Пейше. Шагни за порог. Путеводитель по природе. — М.: Самокат, 2018. — 368 с.

«Шагни за порог» — путеводитель по природе для школьников, написанный португальскими учеными-биологами Марией Аной Пейше Диаш и Инеш Тейшерой ду Розарио и адаптированный для русских читателей Надеждой Беленькой и Еленой Ванисовой.

«Шагни за порог» — объемная книга (чуть больше 350 страниц), имеющая твердую обложку и напечатанная на плотной белой бумаге. Оформление играет важную роль в восприятии этой книги: крупный шрифт, лаконичные заголовки и стильные иллюстрации, о которых я расскажу чуть позже, помогают читателю максимально сконцентрироваться на самом тексте.

Авторы «Шагни за порог» — профессиональные ученые-биологи португальского происхождения Мария Ана Пейше Диаш и Инеш Тайшера ду Розариу. Текст наполнен множеством интересных деталей о мире природы, читатель чувствует себя в руках у действительно хорошего экскурсовода, который знает и любит то, о чем он рассказывает. Огромным плюсом является и то, что для русского читателя текст адаптирован писателем Надеждой Беленькой и экологом Еленой Ванисовой. Именно благодаря им мы можем узнать о том, где растет самое старое дерево России (спойлер: в Якутии), какие горные породы встречаются именно в нашей стране и где их найти и т.д.

Книга «Шагни за порог» структурирована по типам объектов, которые может исследовать маленький натуралист. Однако для простоты ориентации в ней после достаточно пространного введения следует глава, которая рассказывает юному читателю, «куда идти за природой» и в соответствии с этим — какие главы стоит перед этим прочитать. Таким образом, читатель может читать книгу двумя способами: изучая какой-то отдельный объект (млекопитающие, горные породы, облака и т.д.) или же определенную местность (лес, пруд, горы и т.п.).

Fig.1.png

Рекомендации по чтению глав из книги «Шагни за порог».

Цветовое решение книги заслуживает отдельного упоминания. Иллюстрации можно разделить на две группы: первые представляют собой черно-белые наброски тушью различных природных мест (поле, лес, ветви деревьев) с путешествующими по ним силуэтами мальчика и девочки, тогда как вторые — четко очерченные черные, ярко-синие и оранжевые фигуры животных и растений. Читая текст, мы как бы вычленяем из монохромной картины мира вокруг эти яркие и на первый взгляд ничем не примечательные мелочи, которые, в общем-то, и составляют его суть.

Синий и оранжевый цвета также используются для выделения в тексте важных или наиболее интересных фактов, а также описания опытов или подсказок для самостоятельного изучения окружающего мира. Это очень удобно: глаз читателя сразу же фокусируется на таких цветных метках, не позволяя пропустить их.

Fig.2.png

Иллюстрации из книги «Шагни за порог».

Одна из глав, озаглавленная как «Некоторые виды, которые ты можешь встретить за порогом», представляет собой цветную вклейку с акварельными изображениями животных и растений, нарисованными максимально точно. Однако это исключение: все же авторы делают упор именно на текст, иллюстрации только максимально оттеняют его и структурируют.

На русском языке появилось множество книг-энциклопедий по природоведению. Какие-то из них более академичны, какие-то (как например, книга «Природа: веселые опыты и приключения», о которой мы писали [1]), наоборот, наполнены огромным количеством опытов, чтобы «попробовать на зуб» мир вокруг. Книга «Шагни за порог» удивительно сочетает в себе и то, и другое, прочем ее визуальное решение позволяет читателю осознанно выбирать, что из этого ему более важно. Поскольку книга написана очень простым языком, она подойдет для изучения как старшими дошкольниками, так и младшими школьниками. Тем не менее, важно, чтобы читатель впервые открыл книгу вместе с родителями и другими взрослыми, которые помогут ему сориентироваться в ее структуре.

Литература

  1. «Природа: веселые опыты и приключения». Рецензия.

Комментарии