Алкогольная пристрастность
01 апреля 2013
Алкогольная пристрастность
- 1133
- 3
- 1
-
Автор
-
Редакторы
Употребление алкоголя — одна из наиболее распространенных привычек, меняющих облик ее обладателя в глазах окружающих. Моральные и общественные нормы говорят нам, что от предающихся этой привычке индивидов можно с высокой вероятностью ожидать асоциального поведения, хотя в контексте русской культуры и массового бессознательного есть множество прямо противоположных примеров. Оказывается, даже такие вещи можно оценивать с сугубо научной точки зрения: в апрельском номере научного издания Journal of Consumer Psychology вышло исследование, посвященное изменению в глазах окружающих облика человека, употребляющего алкоголь.
Я переоценил
я недооценил
ректификат колымский
Вдову Клико и самогон рязанский
коньячность звезд
латунные медали
останки раков — поле Куликово
и кружки с шапками как семь богатырей
и локти дружбы
дружбы алкогольной
совместное похмелье муки ада
которые конечно в коллективе с друзьями теплыми
нетрудно пережить.
В. Аксенов. Ожог
«Скажи мне, что ты пьешь, и я скажу тебе, кто ты», — так можно просклонять известное изречение. И правда, в современном мире потребление ставит несмываемую печать на образ человека в глазах окружающих его людей. В частности, общественные нормы подсказывают, что от пьющего человека следует ожидать разных, в большинстве своем неприятных, фокусов. Американские психологи провели исследование того, как меняется образ человека в глазах независимых наблюдателей в зависимости от того, пьет ли он алкогольные напитки, или даже выглядит ли он соответствующим образом [1].
Предпосылкой стало то, что груз коллективного бессознательного, созданный сотнями лет употребления человечеством алкогольных напитков, а также совокупность штампов из массовой культуры заставляет наблюдателя относиться пристрастно к человеку, употребляющему алкогольный напиток. Основная гипотеза заключалась, что человека оценивают как менее интеллигентного, если он предстает перед нами со стаканом или бутылкой с чем-то алкогольным, чем если бы он пил чай или газированную воду, или не пил вообще ничего. Психологи даже дали феномену этого пристрастного отношения специальное название — алкогольная пристрастность (imbibing idiot bias).
Была проведена серия из пяти испытаний, в которой подтвердилось, что на фотографиях людей, держащих алкогольный напиток, оценивают как менее интеллигентных (рис. 1). И хотя независимые исследования показывают, что умеренное потребление алкоголя в целом более полезно, нежели полный отказ от него [2], во многих случаях (например, при интервью по случаю приема на работу) алкогольная пристрастность все равно может сыграть не на руку соискателю.
Конечно, мы призываем читателя обратить внимание на дату этой статьи не относиться к написанному чересчур серьезно. Интервью по приему на работу это одно, а метафизический лабиринт русской души — совсем другое. Поэтому не стоит рубить с плеча и позволять себе обманываться на дешевых психологических штучках. Все хорошо в меру, а на плечах необходимо иметь и собственную голову.
Вы, конечно, спросите: а дальше, Веничка, а дальше — что ты пил? Да я и сам путем не знаю, что я пил. Помню — это я отчетливо помню — на улице Чехова я выпил два стакана охотничьей. Но ведь не мог я пересечь Садовое кольцо, ничего не выпив? Не мог. Значит, я еще чего-то пил.
Литература
- Scott I. Rick, Maurice E. Schweitzer. (2013). The imbibing idiot bias: Consuming alcohol can be hazardous to your (perceived) intelligence. Journal of Consumer Psychology. 23, 212-219;
- Meir J. Stampfer, Jae Hee Kang, Jennifer Chen, Rebecca Cherry, Francine Grodstein. (2005). Effects of Moderate Alcohol Consumption on Cognitive Function in Women. N Engl J Med. 352, 245-253.