Александр Панчин: «Гарвардский Некромант». Рецензия
24 апреля 2021
Александр Панчин: «Гарвардский Некромант». Рецензия
- 894
- 2
- 0
-
Автор
-
Редакторы
Темы
Замечательная фантастическая повесть вышла у Александра Панчина в формате научно-популярной книги. Давайте притворимся, что магия существует, и открыл ее в ходе эксперимента профессор Гарварда. Сможет ли он доказать свое открытие? И что наличие магии расскажет о нашем мире?
Оценка «Биомолекулы»
Качество и достоверность: 10/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)
Лёгкость чтения: 8/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)
Оригинальность: 10/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)
Кому подойдет: Всем любителям фантастики, однако некоторое представление о современном положении дел в естественных и компьютерных науках сильно облегчит чтение.
Александр Панчин — ученый, популяризатор науки и член комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований — выпустил совместно с издательством «Питер» свою новую художественную книгу «Гарвардский некромант». Это второй опыт автора в художественном жанре, раньше мы уже рецензировали его сатирическую антиутопию «Апофения». Обе истории очень интересны и необычны, и небольшой недостаток качества художественного текста в антиутопии оказался полностью устранен в прекрасно написанной новой работе. Александр Панчин также знаком широкому кругу читателей как автор научно-популярной литературы, выступающей против различных ложных верований и убеждений: это «Защита от темных искусств» и «Сумма биотехнологий», и новая книга не обходит стороной излюбленные темы автора. «Гарвардский некромант» — просто замечательная книга, но в чем именно — давайте разбираться!
Фантастическая повесть «Гарвардский некромант» довольно небольшая по объему: всего 256 страниц. Как все книги Александра Панчина, у повести потрясающая обложка; книга, хотя и в мягком переплете, напечатана приятным шрифтом на качественной бумаге и выглядит очень достойно. Проще всего найти книгу в печатном или электронном виде на русском языке на сайте издательства «Питер», однако, по словам автора, книга была написана сначала по-английски, и в будущем англоязычное издание также будет доступно. Повесть состоит из девяти глав, и провокационные названия каждой главы действительно описывают происходящее в сюжете. Например, «Сделаем некромантию снова великой» или «Бог не играет в BLAST», — можете представить, о чем здесь пойдет речь?
Как уже было отмечено выше, это художественное произведение, фантастика, хотя и поданная в формате научно-популярной книги. Довольно необычная форма для фантастического жанра обыгрывается автором с большим мастерством. Вся книга — это, по сути, один диалог между ученым и его интервьюером. И беседа, особенно в начале казавшаяся художественным упрощением, необходимым, чтобы компактно представить читателю результаты многолетней научной работы, оказывается центральным элементом интриги. Сюжет завязан на необычном для фантастики вопросе — а что именно является в этой книге фантастическим допущением. Вместе с рассказчиком — гарвардским ученым — мы будем проникать в проблематику магии вымышленного мира всё глубже и глубже. И каждый раз автор обманывает читательские ожидания — кажется, вот она, фундаментальная суть магии того мира, но нет, следующая глава удивит вас еще больше. Добравшись до конца истории, хочется перечитать ее заново, чтобы собрать все незаметно поданные автором детали, аккуратно добавленные к ходу диалога уточнения — финал книги заставляет взглянуть на ее содержимое совершенно по-новому!
Магия мира разворачивается с небольшого факта. Оказывается, некоторые жертвоприношения могут влиять на животных, присутствовавших при ритуале. И сначала автор ставит перед читателем два резонных вопроса. Как подтвердить полученные результаты? И как их представить скептически настроенным коллегам, не потеряв репутации, заявляя, что магия существует? Таким образом, история неспешно начинается с научной «кухни». В тексте подробно освещены вопросы контроля, «ослепление» при проведении измерений, где наблюдатели фиксируют результаты, не зная заранее, с какой группой они работают — экспериментальной или контрольной. Любопытно также поразмыслить, какую следующую гипотезу возьмутся тестировать ученые, и здесь автор не раз удивит вас неожиданным ходом мысли. На помощь рассказу приходят упрощенные схемы экспериментов, выдержанные в стиле иллюстраций к научным публикациям.
Кроме необычных сюжета и интриги, повесть отличает тесная связь с актуальной научно-популярной литературой. Так, первые пятьдесят страниц книги — это неторопливое повторение, что такое ген и как кодируется ДНК (интересно, наступит ли когда-нибудь день, что все читатели будут достаточно знакомы с этими понятиями?). Подаются эти сведения, как и информация о блокчейне и машинном обучении дальше по ходу повествования, в довольно сжатом виде, так что совсем начинающему читателю эти фрагменты могут показаться сложными. Однако, благодаря такой популяризаторской обстоятельности, прочие объяснения книжного героя обретают дополнительный вес. И после обсуждений реальных открытий легко поверить, что в Гарварде сейчас ведутся работы над общением с потусторонним миром. Такое сочетание дарит незабываемое ощущение щекотки ума — нужно постоянно проверять себя, где реальность, а где выдумка.
В книге отсутствуют ссылки на настоящие опубликованные научные работы, однако можно предположить, что абсолютно всё, кроме главной сюжетной линии, — это правда, включая, например, мистический эксперимент по передаче информации от мертвых крыс нерожденным крысятам, зачатым в присутствии мертвой тушки. Или рассказ об опубликованных в Nature исследованиях «памяти воды» (см. также: «Здесь покоится тот, чьё имя начертано было на воде»). Они реально существуют и не были отозваны из журналов.
— А что тут удивительного? Nature уже публиковал расследования заявлений о паранормальном. В прошлом в журнале печатали отрицательные результаты проверок астрологии и лозоходства. Но был минимум один случай, когда редакция приняла положительные «магические» результаты. В 1988 году в Nature вышла статья о существовании «памяти воды». Заявления, сделанные в той статье, выглядели не менее абсурдно, чем наши. Авторы сообщали, что якобы гомеопатически разведенные антитела оказывали специфическое влияние на человеческие клетки — базофилы. Когда я говорю «гомеопатически разведенные» — это означает, что было проведено столько разведений, что ни одной молекулы антител не осталось. С экспериментальной точки зрения эта работа была куда сомнительнее нашей. И это я не говорю о противоречиях с современной физикой и химией. Авторы даже не использовали ослепление, а заявленный эффект работал только для определенных, специально отобранных разведений.
В книге находит место и борьба с самыми распространенными современными заблуждениями, и позиция автора по остросоциальным вопросам. Так, глава о допустимости абортов находится в открытом доступе и может быть найдена, например, на сайте издательства (кнопка «Полистать»).
Хорошо дополняет эту историю обаятельная презентация книги Александром Панчиным на его YouTube-канале. Здесь автор отвечает на вопросы о вдохновении и рассказывает о своей писательской работе, но также выражает свои научные взгляды и комментирует современные научные концепции.
«Гарвардский некромант» будет интересен всем любителям интеллектуальной прозы, а также представляет собой редкий случай для современной фантастики, где сюжет — это, казалось бы, всего лишь разворачивающееся перед читателем научное размышление, поражающее однако красотой и силой мысли. Не это ли лучшая демонстрация настоящей работы ученого? Кажется, эта книга может глубоко вдохновить молодых ученых, и не только на поиски паранормального, но и на более вдумчивое отношение к сегодняшним, часто не менее фантастическим, исследованиям, а также познакомить их и широкую публику с принципами построения качественного эксперимента. Однако будьте внимательны и не поддавайтесь обстоятельности совершенных главным героем открытий — все-таки мы находимся в совершенной иной реальности! Или это еще не доказано?