Сакина Зейналова: «Яды: вокруг и внутри. Путеводитель по самым опасным веществам на планете». Рецензия

Сакина Зейналова. «Яды: вокруг и внутри. Путеводитель по самым опасным веществам на планете». М.: «Бомбора», 2022. — 304 с.

С легкой подачи Парацельса мы со школьной скамьи знаем, что «Все — яд, все — лекарство; то и другое определяет доза». Однако редко задумываемся над смыслом этой фразы. Ядовитая (включая цвет обложки) книга экстравагантного химика и художника-иллюстратора Сакины Зейналовой наглядно показывает, насколько тонка грань между этими понятиями. «В моей книге, — поясняет она, — вы не найдете рекомендаций по отравлению соседа. Она скорее о том, как не отравиться, если вы съели или выпили что-то подозрительное или же вас укусило опасное животное».

Кому подойдет: широкому кругу читателей, но в первую очередь — садоводам, любителям отдыха на природе и родителям маленьких детей.

Если вы прочитаете эту книгу с начала до конца, то убедитесь, что яды и в самом деле кишмя кишат вокруг нас. Ими наполнены цветы, грибы, недра земли и даже вполне симпатичные (с виду) лесные зверюшки. Конечно, не все они сразу убивают наповал, но серьезные последствия для здоровья обеспечат.

Книга начинается с раздела о ядовитых растениях (рис. 1). Если вы не биолог, но при этом любите выращивать на даче цветы, вас ждет много открытий. Например, я была немало удивлена, узнав, что крокусы ядовиты, — а ведь они растут у меня на участке! Буду проводить детям ликбез о том, что цветы тоже могут убить. Кстати, о детях. «Яды: вокруг и внутри» очень пригодятся родителям маленьких детей (ведь дети постоянно пробуют на зуб и на прочность все, что плохо лежит, поэтому чаще всего страдают от растительных ядов). Живя в больших городах, мы редко сталкиваемся с ядовитыми растениями и животными, знания о которых раньше передавались с раннего детства. Будет нелишним обновить «базы данных».

Ядовитые растения

Рисунок 1. Книга разделена на 4 раздела. Каждый начинается с впечатляющего иллюстрированного разворота (об иллюстрациях речь пойдет чуть ниже).

Второй раздел посвящен грибам и микроорганизмам. В нем рассказано о наиболее распространенных ядовитых грибах — мухоморах, бледной поганке, спорынье и др., а также о смертоносных токсинах некоторых бактерий — холерного вибриона, дифтерийной и столбнячной палочек, возбудителя газовой гангрены C. perfungens. Далее идут ядовитые животные (рис. 2).Не удивлюсь, если этот раздел значительно расширит ваши знания об обитателях воды и суши.

Толстый лори

Рисунок 2. Толстый лори — единственный в мире ядовитый примат (всего ядовитых млекопитающих насчитывается 7 видов). Его яд, вырабатывающийся в специальной плечевой железе, может вызвать у человека анафилактический шок (тяжелую аллергическую реакцию немедленного типа).

На конец автор оставила самое интересное: яды неживой природы. Мышьяк, свинец, ртуть, цианиды — вещества, которыми испокон веков люди с удовольствием травили друг друга. Однако есть и более современные изобретения: фосген, зарин, табун и печально известный «Новичок».

В целом, «Яды вокруг и внутри» можно назвать справочником — открываешь в любом месте и получаешь информацию о том или ином ядовитом «агенте». Возможно, излишне краткую — каждая статья вместе с данными о смертельных дозировках, химической формулой и иллюстрациями умещается на двух—четырех страницах, — но очень любопытную и часто выходящую за узкие рамки химии. Например, в книге рассказано, что раньше врачи высмеивали попытки изолировать и выпаивать больных холерой, так как верили, что эту болезнь вызывают ядовитые испарения — миазмы, и только в XIX веке английский врач Джон Сноу доказал связь между вспышками этого заболевания и грязной водой из лондонских колонок.

Практически на каждом развороте есть авторские иллюстрации, которые выполнены... Чем бы вы думали? На первый взгляд кажется, что это компьютерная графика, однако на самом деле Сакина Зейналова рисует тушью (рис. 4)! Этому хочется аплодировать стоя, так как тушь — сложная техника, которая не терпит спешки. Неудивительно, что на одну иллюстрацию у нее могло уходить «до нескольких дней работы без перерыва».

Впрочем, на мой взгляд, иллюстрации не только украшают книгу, но и являются ее слабым звеном. По крайней мере, в разделах про грибы и растения. Несмотря на то, что за стилистическую основу были взяты гравюры XVIII–XIX веков, рисункам не хватает подробностей. Непрофессионалу будет сложно разобраться как в реальности выглядит то или иное растение (рис. 4) или ядовитый гриб.

Наперстянка и окопник

Рисунок 4. Наперстянка и окопник. В книге утверждается, что они очень похожи, однако, несмотря на то, что у окопника тоже могут быть розовые цветы, внешнее сходство этих растений довольно сомнительно.

Было бы значительно удобнее ориентироваться по рисункам, выполненным в стиле «аптечной иллюстрации» (то есть с большим количеством подробностей) и в цвете. Но раз их нет, первые два раздела лучше читать в компании с Яндексом, чтобы сравнивать рисунки с фотографиями. Это важный момент — ведь если читать эту книгу в сельской местности, где нет интернета, можно так и остаться один на один с вопросом: на вашем участке растет лечебный Sýmphytum (окопник) или ядовитый Digitális (наперстянка) (рис. 4).